- Что такое гештальт?
- История метода
- Вместо теории
- Механизмы прерывания потребностей
- Ретрофлексия
- Интроекция
- Проекция
- Конфлюенция или слияние
- Методы гештальт терапии
- Причинно-следственные связи для оправдания самого себя
- Челночная техника
- Хождение по кругу «рондо»
- «Незаконченное дело»
- «У меня есть тайна»
- «Репетиция»
- «Проверка готового мнения»
- «Направление поведения»
- Домашняя работа
- Задачи гештальт-терапии
- Направления гештальт-терапии
- Телесно-ориентированная гештальт-терапия
- Арт-гештальт-терапия
- Семейная гештальт-терапия
- Групповая гештальт-терапия
- Организационная гештальт-терапия
- Футуропрактика (контакт с будущим)
- Кто приходит к гештальт-терапевту?
Что такое гештальт?
Гештальт-терапия (от немецкого Gestalt – образ, форма, структура) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом.
Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.
Гештальт – область в психологии, базирующаяся на выяснении проблемы через целостное изучение человека.
Например, чтобы помочь вдове после потери мужа, специалисты изучают отдельные составляющие ее жизни. Сюда входит анализ ее психики, выявление склонностей к депрессивным состояниям, проверка скорости реакции на жизненные ситуации и многое другое.
Именно для этого гештальт-терапевты и проводят индивидуальные или групповые тренинги.
С помощью определенных упражнений удается изучить клиента и помочь ему справиться с горем или какими то проблемами в семье, школе, на работе.
У большинства людей имеется целый набор незавершенных жизненных сценариев, которые не дают им покоя. Это выражается в стрессе, чувстве вины, упадке сил, постоянном недовольстве собой и даже в срыве.
Помочь людям закрыть их проблемы через проработку прожитых ситуаций как раз и удается гештальт методами.
Методики гештальт-терапии не следует обобщать с гештальтпсихологией. Это совершенно разные понятия. Гештальт трактуется в смысле целостности и осознанности каждого происходящего в настоящем времени моменте.
Терапия на основе гештальт подхода базируется на практических методах, с помощью которых решаются психологические проблемы конкретного человека.
История метода
Родоначальник гештальт-терапии Фредерик С. Перлз получил классическое психоаналитическое медицинское образование в Европе. В 1942 г. после многолетней клинической практики он опубликовал книгу «Эго, голод и агрессия», заложившую основу психотерапевтическому направлению, во многом альтернативному психоанализу.
После окончания Второй мировой войны Ф. Перлз приезжает в Нью-Йорк и в начале 50-х годов, объединившись со своими единомышленниками — Л. Перлз, П. Гудменом, П. Фромом и другими, создает первый Институт гештальт-терапии.
Через десять лет гештальт-терапия начинает свое триумфальное шествие по всей Америке: в Кливленде, в Калифорнии открываются новые центры и институты. После смерти Перлза в 1970 г. расцвет гештальт-терапии продолжается.
В Европе она получила новое развитие, встретившись со своими культурными корнями — психоанализом, экзистенциализмом, феноменологией и т. д.
В России отдельные приемы гештальт-терапии, безусловно, уже давно применялись в клинической и психологической практике, однако началом развития гештальта как полноценного метода, по-видимому, можно считать конец 80-х годов, когда в Москве С. Паппе и В. Шлей (сотрудники Гамбургского института Ф. Перлза) начали долгосрочное систематическое обучение психотерапевтов и психологов.
Затем оно было продолжено благодаря усилиям Французского гештальт-института под руководством Ж. М. Рабина, а потом уже — Парижской школой гештальта (С. Гингер), Лос-Анджелесским объединением гештальт-тренеров (Б. Резник и др.).
Сегодня этот метод завоевал в России прочную популярность.
Только в Москве существуют три международно признанных центра гештальт-терапии:
- Московский институт гештальта и психодрамы;
- Московский гештальт-институт;
- Московский институт гештальта и консультирования.
А еще такие центры действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Воронеже, Киеве, Минске, Алматы, Караганде, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и других городах.
Гештальт-терапия доказала свою эффективность как в психотерапии, так и в других областях психологической практики: в сфере бизнеса, образования, психологического консультирования и пр.
Вместо теории
Как психотерапевтическое направление с приличным стажем (более 50 лет), гештальт-терапия обзавелась солидной теоретической базой. Попробую представить ее в виде относительно простых положений, тем более, что сам Перлз весьма неодобрительно отзывался о чрезмерной страсти к теоретизированию, отдавая предпочтение описанию конкретной практики.
Человеческий организм живет благодаря своей целостности.
Целостность тела — органы тела взаимосвязаны между собой целостными функциональными системами: система пищеварения, система кровоснабжения. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура».
Целостность психики — единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела.
Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия — это восстановление целостности организма.
В чем сущность человека?
В его человеческих потребностях — потребностях в общении, признании, уважении, любви… Целостность потребности — в ее динамичном цикле: потребность возникает, растет, находит то, в чем нуждается человек, и, удовлетворившись, успокаивается…
Если потребности естественным образом удовлетворяются человеком, то все нормально, целостность сохранена.
А если нет? Если человек каким-то образом прерывает, останавливает важные для себя потребности? Гештальт-терапия помогает осознавать, каким образом человек разрушает естественное развитие своих потребностей, и тогда он ищет другие способы поведения, взаимодействия с окружающими людьми:
“Может, что-то нужно изменить в себе или в ситуации?”
Вот, в общем-то, и вся теория. А достоинство хорошей теории, как известно, в ее практичности. Практичность гештальт-терапии заключается в том, что способы, «с помощью» которых мы обычно прерываем удовлетворение своих же потребностей, достаточно четко описаны и могут быть осознаны даже ребенком.
Механизмы прерывания потребностей
Как правило, удовлетворение человеческих потребностей связано с взаимодействием человеческого организма с внешним миром. Например, одолела жажда — понадобится найти вокруг что-то, содержащее воду: сок, квас, молоко или, на худой конец, напиться воды из-под крана.
Захотелось послушать музыку — подойди и включи радио или магнитофон…
Таким образом, удовлетворение потребности связано с контактом человека с внешней средой. Поэтому и механизмы прерывания потребностей (для краткости мы их будем называть «гештальт-тупики») описываются как особенности границы контакта человека и среды.
Различают четыре основные «гештальт-тупика». Они носят специальные названия:
Ретрофлексия
Ретрофлексия — первый гештальт-тупик. Выглядит примерно так.
- «Всю свою энергию, свои жизненные импульсы я стараюсь удерживать внутри себя и не даю им прорываться наружу. Я хочу сказать другому человеку, как он мне нравится (или, наоборот, раздражает), а вместо этого только крепко сжимаю пальцы, кусаю губы.
- Хочется сказать дочке: «Что-то я устала сегодня…». А вместо этого получается привычное: «Ты выучила сегодня уроки?».
- Я хочу позаботиться о своем здоровье, но каждый раз откладываю поход в бассейн или тренажерный зал на завтра…
- Я так привыкла сдерживать внутри себя слова или действия, что иногда перестаю различать «внутреннюю речь» и внешние проявления: «А мне казалось, я говорила…».
- И, разумеется, у меня есть тысяча способов объяснить себе (и другим), почему я сейчас спрятала внутри себя свои желания…».
Интроекция
Интроекция — еще один примечательный гештальт-тупик.
- «Я прерываю реальный контакт с другими людьми и внешним миром в целом с помощью различных «льзя» и «нельзя», крепко засевших внутри меня.
- «Нельзя говорить неправильно!» — и я замолкаю, краснея, когда ко мне обращаются иностранцы — ведь мой английский не сияет грамматической чистотой.
- «Невежливо прерывать другого человека!» — и я уже полчаса уныло слушаю бесконечный разговор соседа, зашедшего «на минутку» за спичками…
- В каких-то случаях эти правила, безусловно, полезны, но, возводясь на пьедестал незыблемых истин, они превращаются в бессмысленную противоположность. Но тупик есть тупик.
- И на наивный вопрос ребенка: «А почему надо доедать кашу, хотя я давно уже сыт?» я слышу свой восхитительный по логике ответ: «А потому, что я тебе сказала!!!».
Проекция
Несколько штрихов к описанию этого гештальт-тупика.
- «Что вы мне рассказываете про контакт? Я и так все прекрасно знаю! Все люди только и думают о своей пользе. Так и норовят обмануть других!
- Вот мой сын — я ему нужен только для того, чтобы выуживать из меня деньги. Я его спрашивал? А что тут спрашивать — я и так это прекрасно знаю.
- Отношения с женой? Какие там отношения! Ей никто не интересен — у нее на уме одни тряпки и сплетни…
- Нет, тут уж ничего не изменишь. Что я хочу от вас? Да вряд ли вы мне поможете…».
- Все, что относится к нему, все свои сомнения и недостатки человек приписывает окружающим людям, миру в целом…
Тут уж не до контакта и не до удовлетворения потребностей — дай Бог уцелеть!
Конфлюенция или слияние
- «А я, собственно, и не отделяю себя от других, зачем мне это?
- Какие у меня потребности? Да такие же, как у всех, что я, лучше других, что ли?
- Какие у меня проблемы? Да проблем у меня уйма — и ребенок плохо учится, и муж выпивает, и свекровь болеет и денег у нас мало…
- О чем я хочу конкретно поговорить? Да что вы сами считаете нужным, о том и расскажу…».
Да… Не так просто удовлетворить какую-нибудь потребность в этом случае.
Ведь ее и определить трудно — все сливается в спутанный клубок желаний, своих ли, чужих, сразу не разберешь… Тут и границы-то четкой между человеком и окружающим миром нет. Сплошное расплывчатое «мы»…
Методы гештальт терапии
В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
- Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
- Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
- Выяснение того, что стоит за словом «это».
- Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
- Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
- Замена вопроса на утверждение.
Такие конструкции основаны на базовой идее гештальт-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой.
В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен».
Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое.
Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.
В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи».
- Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…».
- Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней.
Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз.
- Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.
- После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может.
- Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения.
- Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…».
Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.
- После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…».
- Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…».
Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы.
Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.
- Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.
Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности.
Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется.
Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.
Причинно-следственные связи для оправдания самого себя
Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя.
«Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент.
Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.
Челночная техника
В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?».
Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции.
Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.
Хождение по кругу «рондо»
Хождение по кругу «рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими.
Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента.
Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).
«Незаконченное дело»
«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом.
Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д.
По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии.
Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.
В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую.
Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».
«У меня есть тайна»
В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете.
- Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны.
- Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе».
Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.
«Репетиция»
Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями.
Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения.
Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.
«Проверка готового мнения»
Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность.
Тогда можно воспользоваться следующей формулой:
«Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».
В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы.
Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.
«Направление поведения»
В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы.
Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.
Домашняя работа
Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни.
Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета.
Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.
Задачи гештальт-терапии
Узнали в перечисленных механизмах прерывания контакта свой любимый? Или даже не один?… Ничего, не расстраивайтесь. Понятно, что каждый из четырех рассмотренных механизмов может быть гештальт-тупиком, останавливающим какую-то важную потребность, а может быть вполне эффективным «инструментом контакта».
Какое же размышление возможно без ретрофлексии? Какое же обучение и воспитание возможно без интроекции? Какой же лидер может существовать без проективного механизма? Как же без слияния могут существовать любовные отношения?
Задача гештальт-терапии состоит не столько в «опознавании» гештальт-тупика, закрывающего удовлетворение каких-то важных потребностей конкретного человека, сколько в достаточно длительном и напряженном поиске ресурсов, позволяющих превратить «зловредный» гештальт-тупик в инструмент успешного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом.
Направления гештальт-терапии
Гештальт-терапия многогранна, как многогранны и различные формы контакта с окружающим миром. Я назову лишь некоторые направления.
Телесно-ориентированная гештальт-терапия
Телесные «гештальт-тупики» блокируют свободный поток энергии в теле.
Освобождение от телесных «зажимов» укрепляет физическое здоровье и дает новую энергию для социальных контактов, для творчества, для развития новых потребностей. При этом уделяется внимание высвобождению эмоций, накопленных в человеческом теле, а также восстановлению его целостности.
Используются телесные упражнения и эксперименты из восточных духовно-телесных практик, из биоэнергетики, применяются техники массажа, дыхательные упражнения и др.
Арт-гештальт-терапия
Выражение и отреагирование эмоциональных состояний может очень успешно проходить с помощью рисования, лепки, танца, пения, драматизации и других средств искусства.
Семейная гештальт-терапия
Восстановление отношений, контакта между супружескими и иными парами, между родителями и детьми достаточно эффективно осуществляется средствами гештальт-терапии и системного подхода.
Групповая гештальт-терапия
Чрезвычайно полезна для осознавания социальных контактов, решения межличностных конфликтов, обучения различным формам контакта.
Организационная гештальт-терапия
Организационное психологическое консультирование менеджеров, бизнес-тренинги, индивидуальный коучинг в гештальт-подходе — отличное средство повышения эффективности работы организации в целом и удовлетворенности профессиональными взаимодействиями и отношениями отдельных сотрудников компании.
Футуропрактика (контакт с будущим)
Эффективна для проектирования будущего в подростковом и взрослом возрасте, в ситуациях выбора, самоопределения, для решения экзистенциальных проблем.
Кто приходит к гештальт-терапевту?
Самые разные люди: от подростков («Меня выгоняют из школы — помогите наладить отношения с учителями») до стариков («Дети выросли и разъехались, не ощущаю осмысленности жизни…»).
Или вот женщина средних лет:
«На меня напали в подъезде. Избили, отобрали сумку с документами, это был мужчина. С тех пор я плохо сплю и при встрече с каждым мужчиной у меня появляется чувство беспокойства и страха… Даже с мужем я не ощущаю себя спокойно…».
Или другая:
«Хочу быть независимой от своей матери. Она сильная, деспотичная, красивая. Я уехала от нее в другой город. Но все равно, из-за отношений с ней, мне кажется, я не могу даже выйти замуж».
А вот мужчина сорока лет:
«Хочу начать новую жизнь, а не получается…»
Или просто:
«Мне постоянно снится один и тот же кошмарный сон…»
Гештальт помогает обратиться к себе в текущей настоящей ситуации: пережить, поплакать, разобраться в ощущениях, позаботиться о себе, открыто сказать о своих потребностях.
Конечно, он не решит все проблемы одномоментно, не сделает человека богатым после первого сеанса терапии. Но счастливее сделает наверняка.