- Черкешенки: почему они считались идеалом красоты в Европе
- Что говорил Вольтер и другие знаменитости
- Отчего их так ценили
- Изысканные наряды черкешенок, которых называли «француженками Кавказа»
- ЧЕРКЕСЫ
- Факты
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕРКЕСОВ
- ГДЕ ЖИВУТ ЧЕРКЕСЫ?
- ЧИСЛЕННОСТЬ ЧЕРКЕСОВ
- ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСОВ
- ЯЗЫК ЧЕРКЕСОВ
- РЕЛИГИЯ И ОБЫЧАИ ЧЕРКЕСОВ
- КУЛЬТУРА ЧЕРКЕСОВ
- ЖИЛИЩЕ ЧЕРКЕСОВ
- ВНЕШНОСТЬ НАРОДА
- ИЗВЕСТНЫЕ ЧЕРКЕСЫ
Потрясающее обаяние девушек и женщин 👸🏻 черкесов описано десятками иностранных путешественников, 🧳 военных и политических деятелей, посещавших Кавказ на протяжении нескольких веков. 🌄 Все они были очарованы красотой черкешенок.
Черкешенки: почему они считались идеалом красоты в Европе
Потрясающее обаяние девушек и женщин черкесов описано десятками иностранных путешественников, военных и политических деятелей, посещавших Кавказ на протяжении нескольких веков. Все они были очарованы красотой черкешенок.
Одно из самых первых упоминаний о черкешенках как об идеале женщины связано с Османской империей – есть множество средневековых литературных источников, позиционирующих их как лучших наложниц в гаремах. Считается, что один из детей основателя династии Медичи родился именно от черкешенки-рабыни. Большинство жен нескольких османских султанов были этническими черкешенками, принявшими ислам.
Что говорил Вольтер и другие знаменитости
С начала XVII века о красоте и обаянии черкешенок высказывались десятки видных общественных, литературных и политических деятелей, которые когда-либо посещали Северный Кавказ или же сталкивались с этими девушками (женщинами) в своих странах. Вольтер писал, что черкешенок очень почитают турецкие вельможи за их пылкость в любви и грациозность в танцах. О невольницах-черкешенках писал в своем «Дон Жуане» лорд Байрон. Немецкий теоретик права XVIII века Густав Гюго отмечал, что в качестве рабынь они предпочтительнее остальных по красоте и изяществу, за что был даже публично поругаем Карлом Марксом, усмотревшем в таком комплименте оправдание рабства.
Отчего их так ценили
По мнению американского писателя, путешественника и дипломата Баярда Тейлора, у черкешенок нет конкуренток по части женского обаяния, потому что они сохранили свою чистоту и целомудренность в горных селениях, вдали от цивилизации. Отменные внешние данные и физическое здоровье, по мнению историков, связаны с генами – среди горцев очень много долгожителей.
Как считала английская писательница, социолог и одна из наиболее известных феминисток XIX века Гарриет Мартино, черкешенки в египетских гаремах были лучшими матерями, от них рождались самые здоровые, физически развитые дети. По мнению Мартино, если бы не эти кавказские женщины-рабыни, «Египет был бы обречен»: феминистка полагала, что черкешенки улучшили генофонд нации.
Дальний родственник поэта Валерия Брюсова, военный деятель и писатель мемуарист шотландско-прусского происхождения Петер (Питер) Генри Брус (Брюс) в начале XVIII века писал, что черкешенки на иноземцев производят потрясающее впечатление не только и не столько внешней красотой – они умны и умеют поддержать непринужденный разговор, что делает их желанными практически с первых минут общения.
Путешественники, посещавшие Северный Кавказ, щедры на описания внешности этих девушек и женщин, при этом они приводят самые разные метафоры и сравнительные обороты – голландец Ян Янус Стрейс (XVII век) для создания совершенного образа черкешенки предлагал скрестить лилию и розу, немец Карл Кох (XIX век), считавший этих кавказских женщин воплощенным идеалом красоты, подробно останавливался на деталях – от восхищения изяществом черт лица до превозношения статности фигуры.
Интересно мнение по поводу генетической состоятельности черкешенок, высказанное Чарльзом Дарвиным, ссылающимся на впечатления путешественника Чардина – тот отмечал «крайнюю облагороженность» персов в связи с их частыми браками, заключаемыми с грузинками и черкешенками: в Персии практически каждый знатный человек считал за честь взять в жены представительницу этих наций.
Великий теоретик русской театральной школы Василий Немирович-Данченко подтверждал, что «капля крови черкешенки способна очистить целое поколение»: как он отмечал, еще представители древней цивилизации Анатолии (археологические раскопки в районе Антальи свидетельствуют, что эта цивилизация появилась еще в доисторические времена) гордились наличием в их роду черкешенок.
Изысканные наряды черкешенок, которых называли «француженками Кавказа»
Законодателями мод на Кавказе всегда считались адыги (черкесы). Их даже называли «французами Кавказа» и «аристократами гор». Их утончённая манера одеваться задавала тон соседним с адыгами народам. Особым разнообразием и роскошью отличались наряды адыгских женщин.
Традиционный костюм знатных черкешенок был многослойным, сложным и состоял из нескольких компонентов: нательной рубахи “джанэкIаку”, шаровар “гъончэдж”, верхнего платья или рубахи “джан”, кафтанчика “кIэкI”, надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья “сай” с лопатообразными рукавами. Подол и рукава платья украшал богатый орнамент в технике золотой или шелковой вышивки. Обязательный атрибут любой одежды – металлические застежки-нагрудники, которые нашивались на пояс и кафтан. Пояс должен был плотно охватывать женскую талию.
Пояса и нагрудники изготавливали из латуни или серебра, богато декорированных инкрустацией из драгоценных металлов и камней.
Обязательный предмет гардероба кабарбинки и знатной черкешенки – шапочка “дышъэ паIу”. Фасонов таких шапочек было огромное множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Дворянки и замужние княгини головы покрывали шалями поверх шапочек.
Не меньшего внимания заслуживает и женская княжеская обувь “пхъэ вакъэ”. Надевали её только по торжественным случаям. Эта обувь предавала походке плавность, неспешность и величие. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей, а эти материалы богато декорировали вышивкой. Высота “пхъэ вакъэ” могла достигать до 20 см.
В начале 20-го века женский адыгский костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.
Но при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм. Сегодня адыгэ сае продолжает жить в сценических костюмах и свадебных нарядах современных адыгских невест.
ЧЕРКЕСЫ
Факты
- Численность в РФ – 73184 человека
- Основной регион – Карачаево-Черкесская Республика
- Родной язык – кабардино-черкесский
- Владение родным языком – .
- Истоки – Причерноморье
ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации.
Народ черкесы относится к группе народов, которые называют себя адыгами (это адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги). Некоторые исследователи причисляют к адыгам также и убыхов, хотя у этого народа особенный язык.
Русские черкесы исторически проживают на территориях, которые сегодня относятся к Карачаево-Черкесии, Ставропольскому и Краснодарскому краю, а также находятся в Адыгее и Кабардино-Балкарии. В России сегодня насчитывается чуть более 73 тысяч черкесов.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕРКЕСОВ
По мнению ученых, происхождение адыгов связано с Кобанской археологической культурой, которая возникла на Кавказе в XIII веке до нашей эры. Представители этой культуры впоследствии разделились на две этнолингвистические группы: протоадыги и протовайнахи. Протоадыгская этническая группы далее разветвилась на несколько субэтносов.
Согласно словарю Эфрона, историки древней Греции называли этот народ словом «керкет», а также «зюха». В частности, керкетов упоминает в своих работах греческий историк Страбон.
Название «черкесы» появляется в записках некоторых историков и философов только в XIV веке. Впрочем, сами черкесы того времени называли себя адыгами, что означает «благородными», а слово «черкес» имеет тюркское происхождение. В переводе с турецкого оно означало человека, который перегораживает дорогу – то есть, разбойника. Ведь это племя жило набегами.
В «Иллюстрированном журнале Глисона» утверждается, что черкесы никогда никому не подчинялись и руководствовались собственными законами.
Несмотря на свою малочисленность, черкесы прославились на весь мир как народ с непокорным характером. О них упоминали Геродот, Плутарх, Варий Флакк и другие историки. В черкесском героическом эпосе, легендах и сказаниях прослеживается 2300 лет героической истории этого народа, который сохранил свою самобытность и непокорный нрав, а также всегда выделялся своей физической силой и красотой.
ГДЕ ЖИВУТ ЧЕРКЕСЫ?
Исторически черкесы заселяли северный склон Кавказа и верхние притоки Кубанской долины. Истоки черкесской культуры археологи нашли в поселениях Дольменной и Майопийской культуры.
В Средние века черкесы начали расселяться поокрестностями Пятигорья.
ЧИСЛЕННОСТЬ ЧЕРКЕСОВ
Согласно переписи населения России, в 2010 году в России насчитывалось 718 тысяч адыгов. Среди них 73 184 человек назвали себя черкесами.
ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСОВ
Активное формирование этого народа началось во втором тысячелетии нашей эры. когда объединились ахеи, зихи, керкеты и меоты.
В раннем Средневековье адыги занимались сельским хозяйством, изготавливали металлическую и глиняную посуду, а после открытия Шёлкового пути оказались активно вовлечены в византийскую и китайскую торговлю. Черкесы поставляли в страны Ближнего Востока мёд, кожу, металл, дерево, воск и многие другие товары.
Начиная с IV века, народы Северного Кавказа начали активно подвергаться нападениям со стороны Византии, аваров и хазар. Но им удалось отстоять свою независимость.
- В XIII веке адыги расширили свои границы, осваивая новые формы хозяйствования. Позже их страну стали называть Черкесией.
Большой урон черкесам нанесли монголо-татары, когда смогли подчинить Золотой Орде часть Северного Кавказа. Вслед за ними земли черкесов опустошил завоеватель Тимур. Но древний кавказский народ сумел оправиться и после этого потрясения.
- В XV веке черкесские поселения располагались от Азовского моря до бассейнов рек Сунджи и Терека. Черкесы в основном занимались обработкой земли, а также животноводством. Черкесские женщины искусно вышивали, ткали сукно, шили одежду, в том числе на продажу, поскольку в это время регион снова начал активно вовлекаться во внешнюю торговлю.
- В XVIII веке Черкесия оказалась в зоне интересов Российской империи. Русско-кавказская война стала испытанием для черкесского народа. Длилась она 102 года (с 1763 по 1864 год). В результате часть черкесов по инициативе своих лидеров приняла решение переселиться в сопредельные государства.
Во время Советского Союза на местах обитания адыгов было создано рекордно количество национально-территориальных образований: одна автономная республика, две автономные области и национальный район. После распада СССР в РФ также сущемьвует самое большое число республик, где титульными являются адыгские народы: Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Адыгея.
ЯЗЫК ЧЕРКЕСОВ
Кабардинцы и черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском. Сами же они называют свой язык «адыгэбзе». Другие народы называют адыгейский язык черкесским и кабардинским.
Вплоть до 1924 года письменность черкесов основывалась на арабском алфавите и кириллице, в 1924 они перешли на латиницу, а в 1936 года – вернулись обратно на кириллицу.
В 2010 году кабардино-черкесский язык считали родным 516 000 человек в России.
Всего в мире этим языком владеют 1 686 000 человек.
В языке выделяют восемь говоров, в том числе:
- бесленеевский;
- баксанскоий;
- хабезкий;
- говор Большой и Малой Гаварды;
- малкинский;
- кубанский;
- моздокский.
РЕЛИГИЯ И ОБЫЧАИ ЧЕРКЕСОВ
Ислам распространился на территории Черкесии в XIV веке, когда Золотая Орда завоевывала Северный Кавказ. По утверждению историков, среди местного населения тогда можно было встретить и магометан, и людей, верующих в греческих богов.
В XVI веке ислам стал основной религией для подавляющего большинства народов Кавказа в том числе черкесов. Этика ислама стала частью самосознания местных жителей.
Однако наряду с исламскими традициями у черкесов есть немало интересных обрядов и обычаев, которые они сохранили с глубокой древности.
- Например, особое почитание гостей. Гость мужского пола мог просто заехать во двор к любому черкесу и провести в гостевой комнате неограниченное количество дней. При этом хозяева могли не знать его имени и происхождения. Мало того, они не имели права спрашивать гостя, кто он и откуда родом. Отказать в гостеприимстве считалось позорным.
- Не менее интересным является свадебный обычай черкесов. Похищение невесты сопровождалось драками, ссорами, а иногда даже убийствами. За невесту устанавливалась цена, которая обсуждалась с ее отцом, пока невеста находилась в жилище жениха или его друзей. Это помещение именовалось жильем супругов. Невесту держали там до самой свадьбы, а родители молодожёнов тем временем не подавали виду, что похищение согласовано, и поэтому продолжали ругаться.
- У черкесов распространены были обряды жертвоприношения природе, вызывания дождя и прочие языческие ритуалы.
- Черкесский обряд захоронения умерших также необычаен, ведь черкесы практиковали воздушное погребение. Они подвешивали умерших, полагая, что таким образом тело быстрее отдастся силам природы.
КУЛЬТУРА ЧЕРКЕСОВ
Культура адыгов в древности формировалась под влиянием философского кодекса «Адыге Хабзэ», который обусловлен религиозными воззрениями этого народа.
Черкесский фольклор основан на героическом эпосе.
Песенная культура сохранила и плачи, и трудовые песнопения.
Народными музыкальными инструментами считаются бубны и трещотки.
ЖИЛИЩЕ ЧЕРКЕСОВ
Традиционное жилье народа имело столбовой каркас. Стены могли быть деревянными или плетеными, сверху их обмазывали глиной. Крыша раньше тоже была плетеная. Количество комнат соответствовало количеству женатых сыновей в семье. Кроме того, полагалось иметь гостевую комнату отдельно от всех остальных. Вся усадьба целиком была ограждена от посторонних.
Слово «сакля» у черкесов обозначало постройку. Сами эти постройки были похожи на шалаши, к ним примыкали сады и нивы.
ВНЕШНОСТЬ НАРОДА
Черкесы – народ очень красивый. Практически все они физически хорошо развиты и стройны. Считается, что на их правильные черты лица повлияла доблесть, честность и храбрость этого народа.
Черкесские красавицы славились ещё в Средневековье. Например, основатель династии Медичи имел внебрачного ребенка от черкешенки, в которую влюбился в одну из своих поездок на Кавказ.
Во времена Османской империи много черкесских женщин было в гареме у султана. Черкешенки нередко становились и жёнами султанов.
Даже Вольтер в своих письмах расписывал красоту жительниц этого региона, что утвердило на Западе выражение «черкесские красавицы».
ИЗВЕСТНЫЕ ЧЕРКЕСЫ
Среди представителей этого народа есть весьма известные личности.
- Из древних адыгов можно выделить полководца и прародителя князей черкесов Инала. Большой вклад в историю черкесов внёс кабардинский активист и просветитель Шора Ногмов, который стал автором «Истории адыхейского народа».
- Последним верховным князем Кабарды был прославленный Кучук Джанхотов.
- Черкесы Каншао Гур и Кашибей были султанами в Египте.
- Шаукет Доган в свое время был спикером парламента в Турции.
- Основателем Иорданского государства также был черкес – Мирза Бей Уасфи Кумук.
- Известный своими музыкальными талантами адыг Альберт Тлячев прославился не только в родной стране, но и за ее пределами.
- Среди спортсменов самый известный – Мурат Карданов, чемпион Олимпийских игр 2000 года по греко-римской борьбе.
- Заур Тутов – золотой голос России, а Аслан Дауров и Султан Сидаков – известные композиторы. Зарумук Кардангушев – певец, популяризатор черкесского фольклора.
- В список старейших жительниц Земли входит черкешенка Цаца Яганова.