Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Читайте также   https://synonymexpert.com/30-synonyms-for-word-generalize/

Кулугуры — староверы, раскольники, 👨🏻‍🦳 старообрядцы-беспоповцы на территории 🔍 современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей с XVIII века.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

История

Сами староверы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам ещё при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры.

У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме.

Обычаи: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для «немолящихся» (кулугуры-чашечники). Браки строятся по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Традиции и обычаи кулугуров Оренбургской области

Описание:

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т.п.

Кулугуры — раскольники, старообрядцы-беспоповцы. Проживали и проживают кулугуры на территории современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей в ХVIII — XX вв.н.э. Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам еще при царе.

  • Место бытования ОНН: Российская Федерация, Оренбургская область.
  • Формы жанровых направлений ОНН: Празднично-обрядовая культура

ОНН зарегистрирован:

  • ОНН ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»,
  • Номер: ORN110
  • Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
  • Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

  • Отдел народного творчества ГАУК «РЦРКОО»,
  • Тип ответственности: Исследователи

Организации, имеющие отношение к ОНН:

  • Наименование: ГАУК «РЦРКОО»,
  • Тип ответственности: Фиксация

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Описание

Среди обрядовых действий, которые в настоящее время совершаются кулугурами, кроме собственно богослужений в молитвенных домах, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники. Следует отметить, что в настоящий момент обряд крещения совершается без троекратного погружения.

Большинство внешних проявлений религиозности, связанных со старообрядчеством, уже утрачены. Во многих деревнях кулугуров описывают как людей замкнутых и необщительных, связанных множеством норм.

Бабушки-кулугурки вспоминают, что в прежнее время все строго соблюдали посты, не пили спиртное, не курили.

У каждого была своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означало осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволялось пройти в избу, они лишь могли присесть на специальную гостевую лавку.

Большинство предметов быта члены общины изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины – простую одежду. Платок повязывали особым образом, «на кромку»: два ближайших конца платка скалывали булавкой. Этот способ считался более правильным, нежели «иудина петля», привычный для нас способ повязывания платка.

Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь.

Последние кулугуры бережно хранят старинные печатные и рукописные книги (Псалтырь, Канон, Кафизма, Часы, Панихидник), лестовки (старообрядческие четки), кадила (так называемая кацея – кадильник с ручкой), продолжают сучить свечи, надевают «на кромку» платки и проводят многочасовые службы в молельных домах.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Состояние бытования

Сохранение наследия предков является наши дни актуальной проблемой и национальные традиции являются в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.

  • Форма бытования: Аутентичная

Исключительность/Ценность:

Национальные традиции, пережив в течение веков определенные трансформации, до сегодняшнего времени сохраняют свою значимость, как один из показателей этничности.

Сведения о действиях над/с ОНН:

  • Тип действия: Сохранение
  • Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность
  • Проводится: Ежегодно
  • Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
  • Исполнитель: сотрудники ГБУК «ОМЦНТ», Место действия: Оренбургская область, Метод действия: Метод полевых исследований

Принадлежность:

  • Этнокультурная принадлежность: Кулугуры

Ключевые слова:

  • Ключевые слова(осн.): Национальный, Оренбургская область,

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

  • Непосредственная коммуникация

Наименование количественной характеристики измерения ОНН:

  • Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество,объем: Более 5

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Кулугуры – раскольники, старообрядцы-беспоповцы

Проживали и проживают кулугуры на территории современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей в ХVIII – XX вв.н.э. Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам еще при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры.У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Обычаи: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для “немолящихся”. Браки строятся по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.

Серьезным испытанием для правоверной культуры стала проведенная Патриархом Никоном церковная реформа, приведшая к расколу Церкви. До сих пор не умолкают споры о ее причинах. Были ли виной тому личные амбиции Патриарха или же причиной стала проблема унификации обрядов и забота о централизации государства?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Решением Собора 1654 года началось активное исправление богослужебных книг по книгам, привезенным из Греции. Наиболее важными были следующие изменения: вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, служение литургии на пяти просфорах было заменено служением на семи, вместо двоекратного произнесения слова «аллилуйя» (древнеевр. – «хвалите Бога») стало произноситься троекратное, крестный ход должен был теперь совершаться не по солнцу («посолонь»), а против солнца и т. п.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Даже такие, казалось бы, незначительные обрядовые изменения глубоко затронули чувства многих верующих и оказались принципиальными. Историк В.О. Ключевский считал неоправданной борьбу Никона против старых христианских обрядов и приводил свидетельства, демонстрирующие что сам Патриарх не раз позволял себе неоднозначные высказывания в ходе ее проведения: «И те, и другие добры; все равно, по коим хочешь, по тем и служишь». Так или иначе, многие противники реформы ушли в раскол.

Среди них наиболее ярким полемистом был протопоп Аввакум, которого сожгли заживо по приказу царя. Большинство ревнителей старого обряда скрывались в лесах, где они устраивали свои поселения и монастыри. Посланные для их ареста войска зачастую провоцировали сожжения раскольников.

На протяжении всей своей трагической истории преследования старообрядцев то стихали, то вспыхивали вновь.

Только после 1905 г., когда в России была гарантирована свобода совести, у старообрядцев появилась возможность восстановить свои утраченные права (иметь колокольный звон, крестные ходы, создавать общины). На Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. старые обряды были признаны «равночестными» и «спасительными». Этим был сделан серьезный шаг по преодолению раскола.

В рамках исследования современных религиозных процессов, осуществляемой философским факультетом МГУ, была изучена религиозная ситуация в Селивановском районе Владимирской области. В беседах с местным населением специалисты столкнулись с упоминаниями о так называемых «кулугурах». Этот термин жители использовали с оттенком легкого пренебрежения для обозначения староверов, однако этимологию этого слова объяснить не могли.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т.п.

В России слово «кулугур» стало синонимом старца – духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев – наставников и начетников, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще.

В ходе исследования удалось установить, в каких деревнях района жили кулугуры и какие специфические черты им присущи. Ряд населенных пунктов Селивановского района полностью принадлежал старообрядцам, например, деревня Большое Угрюмово, хотя на сегодняшний день «угрюмовских кулугуров» в ней почти не осталось.

Деревня Переложниково – одно из немногих мест, где старообрядческая традиция еще не пресеклась.

Община насчитывает шесть женщин-читалок. Старшая – уставщик, руководит общиной и координирует религиозную жизнь. Имеется молитвенный дом, в котором регулярно проходят моления. Чаще всего именно к читалкам обращаются местные жители для крещения или отпевания.

Десять лет назад уставщица освятила новое местное кладбище по старому обряду. Теперь, поскольку нигде поблизости действующих читалок не осталось, за этими бабушками приезжают из соседних деревень: Святцев, Кольцова, Угрюмова. Роль бабушек-читалок в общине трудно переоценить. Местные жители именуют их даже «кулугурскими попами», что указывает на религиозный авторитет.

«Селивановские кулугуры» осеняют себя двуперстным крестным знамением, почитают восьмиконечный крест, совершают только земной поклон при молитве, произносят «аллилуйя» дважды в конце молитвы.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

Среди обрядовых действий, которые в настоящее время совершаются селивановскими кулугурами, кроме собственно богослужений в молитвенных домах, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники. Следует отметить, что в настоящий момент обряд крещения совершается без троекратного погружения.

Большинство внешних проявлений религиозности, связанных со старообрядчеством, уже утрачены. Во многих деревнях кулугуров описывают как людей замкнутых и необщительных, связанных множеством норм.

Бабушки-кулугурки вспоминают, что в прежнее время все строго соблюдали посты, не пили спиртное, не курили. У каждого была своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означало осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволялось пройти в избу, они лишь могли присесть на специальную гостевую лавку.

В случае если кто-либо на время покидал общину и осквернял себя общением со «щепотниками» (так они иногда называют верующих, принадлежащих РПЦ), на него по возвращении накладывалась особая шестинедельная епитимья – прощалица.

Большинство предметов быта члены общины изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины – простую одежду. Платок повязывали особым образом, «на кромку»: два ближайших конца платка скалывали булавкой. Этот способ считался более правильным, нежели «иудина петля», привычный для нас способ повязывания платка. Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь.

Последние кулугуры бережно хранят старинные печатные и рукописные книги (Псалтырь, Канон, Кафизма, Часы, Панихидник), лестовки (старообрядческие четки), кадила (так называемая кацея – кадильник с ручкой), продолжают сучить свечи, надевают «на кромку» платки и проводят многочасовые службы в молельных домах.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

В памяти некоторых сохранились впечатления о религиозных гонениях в советский период российской истории, когда изымались иконы и распятия, а чтимые книги приходилось скрывать. Видимо, в это время было сложено апокалиптическое по духу пророчество: «говорили старые люди, что и родные не будут родниться. И будет, что все паутиной обовьют, будут девицы – бесстыжие лица – в штанах ходить».

Однако не все соблюдают традиции так уж строго: бывает, во время молений читалки иногда произносят «аллилуйя» троекратно, чтут святых, прославленных после раскола и т.д. К «церковному» православию относятся индифферентно, противопоставляя ему «нашу» веру.

Современные исследователи (например, А.Торопов) указывают на огромный вклад Владимирской области в развитие старообрядчества, однако сложившаяся в последние десятилетия ситуация изучена слабо. Несомненным представляется отнесение селивановских кулугуров к беспоповцам. Характерный способ крещения позволяет нам провести параллель с так называемым «бабушкиным согласием». В настоящее время старообрядчество в Селивановском районе вымирает вместе с его последними представителями.

К какому согласию относятся кулугуры?

Вопрос на сайте Русская Вера:

Здравствуйте. Моя мама из Оренбургской области Бугурусланского района, крещеная в старой вере. Из ее рассказов знаю, что их раньше называли кулугурами. Я нашел в интернете, что кулугуры — это так называемые беспоповцы. Но моя старшая сестра рассказывает, что меня крестил батюшка в церкви, окунали в купель. Очень хочется узнать, к какому согласию относятся кулугуры?

На большинстве сайтов, обсуждающих термин «кулугур», можно встретить следующее объяснение. «В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т. п.

«В России слово «кулугур» стало синонимом старца — духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев — наставников и начетчиков, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще».

При этом большинство историков, обсуждающих термин, предполагают, что этот термин обозначает «федосеевцев» — людей, обозначающих себя православными, сохраняющими духовное наследие, оставшееся им от предков, с сожалением считающих, что благочестивое священство перевелось. В общем они — беспоповцы, и даже брака у них нет. Никакого. Все, кто в сожитии, те вне закона и вне молитвенного общения. Если и приходят на общее моление, стоят отдельно, не проявляя признаков моления и не крестясь. Обстоятельно соблюдение «посуды».

С другой стороны, некоторые исследователи старообрядчества предполагают, что «калугеры» — последователи «часовенных» и даже новозыбковцы, т. е. «поповцы», временно оставшиеся без духовного окормления.

Кто такие кулугуры и почему их на Руси недолюбливали

К сожалению, обычно в дальних селах (а часто и в огромных городах) забывается догматика, от кого и почему отделились и почему и с кем не молятся. Но остается «традиция», т. е. «что» и «как» делать в конкретных нуждах. Со временем, при переезде детей «строгих кулугуров» в большие города, а уж по появлении внуков и всяко, строгость сглаживается. Крещение происходит не «по-бабушкински», а в ближайшем храме, уж какой он конфессии окажется — дело третье. С этим Вам разбираться придется самому. Скорее всего, прямо на месте. Возможно, наверное, списаться с Администрацией и Архивом Бугурусланского района Оренбургской области и озадачить их. А пока постарайтесь молиться. Если появится желание, попробуйте почитать книгу Зеньковского «Русское старообрядчество» о возможных причинах, возникновении и прохождении церковного раскола 17 века.

От своей сестры Вы можете узнать, крестили ли Вас в три погружения или иначе, так как «некрещеный в три погружения — некрещен вовсе» (Правило св. апостол 50, по Синтагме Матфея Правильника).

Разбирайтесь! Нахождение своих духовных корней — благое дело, но еще серьезнее и спасительнее, обретя корни, начать «растить» свою душу и достичь Царства Небесного!

Ключи темы

1. кулугуры кто это такие в самаре
2. кулугуры оренбургской области
3. кулугуры традиции
4. кулугуры кто это такие и их обычаи
5. кулугуры википедия
6. кулугуры нижегородской области

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: