- 12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево
- 1. «Опознавательный знак»
- 2. «Ассоциации»
- 3. «Что и где вокруг меня»
- 4. «Стрелки»
- 5. «Где находится»
- 6. «Опиши всё вокруг»
- 7. «Лабиринт»
- 8. «Найди отличия»
- 9. «Пазл»
- 10. «Не запутайся»
- 11. «Пройди маршрут»
- 12. «Навигатор»
- Как научить ребенка различать право и лево: 6 простых способов
- Надевайте одежду по порядку
- Сделайте пометки в обуви
- Найдите отметки на теле
- Играйте в навигатор
- Поиграйте с отпечатками
- Играйте в твистер
- Сено – Солома. Или как научить ребёнка различать Право и Лево.
- Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений
- Задания по теме
- Запоминание
- Визуальные подсказки
- Кинестетические подсказки
- Логические подсказки
- Устный диктант
Понять, где право, а где лево, ➡ запомнить их и не путать, легко ориентироваться в пространстве, 🔍 запоминать путь и строить маршруты — большинству это кажется абсолютно простой задачей. 📃 Но есть и дети, и подростки, и взрослые, которые испытывают в этом большие трудности. ❓ Наш блогер Катя Хасанова делится своими авторскими упражнениями, которые помогут эту проблему решить.
12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево
По статистике 1 из 20 человек путает и не может запомнить стороны, а также не может автоматически сориентироваться, где правая и где левая рука. Я хочу поделиться своей небольшой авторской программой, с помощью которой можно запомнить и не путать право-лево. Изначально эти упражнения разработаны для детей, но могут подойти и взрослым.
1. «Опознавательный знак»
Пусть ребёнок сам придумает специальные обозначения (в виде предметов или знаков) для каждого из направлений (именно для всех сразу, а не для какого-то одного). Они должны быть различными по цветам, понятными и постоянными (то есть не должны меняться). Например, на правой руке всегда красный браслет, а на левой — синий; на правом кроссовке белые шнурки, а на левом — оранжевые; вверху — белая кепка, внизу — чёрные кеды.
Для старших детей знаки могут быть более сложными. Например, на правой руке весёлый смайлик, а на левой — грустный; на правой руке круг, а на левой — квадрат. Главное, чтобы самому ребёнку было понятно, удобно и комфортно с этими обозначениями, чтобы они ему нравились и запоминались. Именно поэтому лучше, если он сам их придумает, ведь свои идеи запоминаются гораздо легче. С помощью обозначений будет проще ориентироваться, так как абстрактные названия заменены на конкретные и знакомые.
Постоянно задавайте ребёнку наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и его знаком, помогайте увидеть применение этому в жизни
Например: «Сейчас надо повернуть в сторону руки с синим браслетом. Значит, куда надо повернуть? Правильно, налево». Также можно обратно формулировать вопрос, например: «Сейчас мы поворачиваем налево. Значит, в сторону какого браслета мы поворачиваем? Правильно, синего». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью знака. Если ребёнок не может связать название направления со знаком, то в начале просите его ориентироваться именно на знак, а затем сами постепенно называйте направления, пусть он просто повторяет за вами. Так проще создать эту связь.
2. «Ассоциации»
Для каждого из направлений надо придумать конкретную и запоминающуюся ассоциацию, которая удобна и нравится ребёнку. Например, «правая рука — та рука, которой я рисую и держу ложку», «левая нога — эта нога, которой я отбиваю мяч», «внизу — это там, где земля или пол», «вверху — это там, где небо и потолок» и так далее. Ассоциация должна быть единственной для каждого направления, простой и понятной.
Но при этом (в отличие от предыдущего упражнения) ребёнок постепенно отходит от материальных предметов и немного приближается к абстракции. Для старших детей ассоциации могут быть более сложными, но главное — чтобы сам ребёнок мог легко их запоминать.
Для этого надо дать почувствовать явную разницу. Попросите ребенка порисовать или поесть и левой, и правой рукой. Он точно поймёт, как рукой ему удобнее это делать, и благодаря этому ощущению лучше запомнит ассоциацию. Постоянно задавайте наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и ассоциацией, помогайте увидеть применение этому в жизни. Например: «Сейчас мы пойдём в сторону той руки, которой ты рисуешь. Значит, куда мы пойдём? Правильно, направо».
Можно формулировать вопрос и от обратного, например, «Сейчас мы идём направо. Значит, в сторону какой руки мы идём? Правильно, в сторону той руки, которой ты рисуешь». Аналогично и со всеми остальными направлениями.
Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью ассоциации.
3. «Что и где вокруг меня»
Вместе с ребёнком отметьте самые яркие и видные предметы в доме (можно даже их нарисовать). Например, диван, шкаф, телевизор, холодильник и т. д. Важно, чтобы эти предметы находились в одной комнате и не передвигались. И постоянно повторяйте их взаимное расположение в различных комбинациях. Например, «телевизор перед диваном», «шкаф слева от холодильника». Таким образом, вы с ребёнком связываете все эти предметы между собой с помощью направлений.
После постоянного повторения спрашиваете ребёнка «С какой стороны от холодильника находится шкаф?» и запоминаете направления
Затем придумываете новый набор предметов в другой комнате и делаете то же самое, только вначале повторяете связи гораздо меньше, а затем не повторяете совсем (то есть ребёнок сходу говорит, что где находится). После попросите ребёнка встать рядом с холодильником и задайте вопрос: «С какой стороны от шкафа ты находишься?» Так ребёнок научится определять своё местоположение относительно различных предметов, и наоборот, положение предметов относительно его самого.
4. «Стрелки»
Пусть ребёнок сам (если надо, с вашими подсказками) нарисует много интересных и ярких стрелок, напишет на них направления («лево», «право», «вверх», «вниз») и приклеит по всему дому (или квартире). И каждый раз, проходя по стрелкам, называет направления. Например, «я поворачиваю налево», «я поднимаюсь вверх» и так далее.
Потом вы задаёте ему маршрут: «Дойди от спальни до кухни назови все направления и на листе бумаги фломастером нарисуй все стрелки». Постепенно маршруты можно усложнять и удлинять. Когда у него будет хорошо получаться, снимите абсолютно все стрелки. И дайте ребёнку то же самое задание с маршрутом (назвать направления и нарисовать стрелки), но уже без стрелок. Так он постепенно начнёт переходить к абстракции и начнёт запоминать направления.
5. «Где находится»
Возьмите коробку (или что-то похожее) и какую-нибудь игрушку. Ставьте игрушку с разных сторон от коробки и задавайте ребёнку вопросы сначала с выбором ответа. Например: «Где сейчас находится мишка над коробкой или под коробкой? Правильно, над коробкой, то есть наверху». А потом без выбора ответов. Например: «Где сейчас находится мишка? Правильно, слева от коробки». Потом возьмите 2 или 3 игрушки и так же задавайте вопросы. Например: «Где находится мишка, а где — зайчик? Правильно, мишка слева от коробки, а зайчик справа». Когда это начнёт получаться, можно перестать задавать вопросы и добавить больше игрушек. Пусть ребёнок описывает их местоположение относительно коробки.
6. «Опиши всё вокруг»
В начале с помощью ваших наводящих вопросов ребёнок описывает местоположение и соотношение различных предметов дома и на улице. Предметы должны быть понятны ребёнку и не должны двигаться. Например: «С какой стороны от дома стоит фонарь? Правильно, справа» или «Что находится справа от дома? Правильно, фонарь». Дальше можно всё чаще менять и добавлять различные предметы.
Когда начнёт полноценно получаться, перестаньте задавать вопросы и просите дать описание предметов около конкретного объекта. Например: «Расскажи, что и где находится рядом с этим деревом». Или просто назовите два предмета, а ребёнок назовёт их взаимное расположение. Например: «Забор и куст — куст слева от забора, забор справа от куста». Закрепляйте этот навык так, чтобы ребёнок мог сходу описать расположение любых предметов в любом месте.
7. «Лабиринт»
Найдите подходящий по сложности для вашего ребёнка лабиринт, лучше начинать с самых простых. Попросите его сначала внимательно посмотреть, проложить дорожку глазами, а затем, не отрывая карандаш от бумаги, не спеша, сосредоточенно вести дорожку от начала до конца и по ходу вслух называть (как можно подробнее) все направления («вперёд», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»). В начале лабиринта надо сказать «Старт!», а в конце — «Финиш!» (чтобы ребёнок чувствовал и конкретно понимал конец и начало своих действий). Дальше можно давать ребёнку более сложные лабиринты и работать с ними по тому же алгоритму.
8. «Найди отличия»
Найдите подходящее по сложности для вашего ребёнка задание, лучше начинать с самых простых, не стоит начинать с тех, где очень много отличий и мелких деталей. Объясните ребёнку задание и попросите его не просто находить отличия, но и полноценно чётко, называя все направления, описывать каждое отличие вслух. Например: «На верхней картинке справа от дерева цветок, а на нижней — справа от дерева грибок». Постепенно можно давать ребёнку более сложные задания (с большим количеством отличий и различных деталей).
9. «Пазл»
Ребёнок рисует картинку и запоминает её. Потом вы режете вместе с ним рисунок на части (начинаем с больших одинаковых квадратов) и собираете по памяти исходный рисунок. Во время сборки ребёнок должен чётко проговаривать, какую деталь куда он кладёт (надо называть все направления) и почему. Например: «Эту деталь я положу с правой стороны второй сверху, так как это хобот у слона». Дальше можно усложнить задачу — разрезать рисунок на большее количество частей различных форм (треугольники, многоугольники) и размеров, а затем перейти к пазлам.
10. «Не запутайся»
Если напротив вас будет стоять человек и делать движения, вы должны будете повторять «наоборот», то есть его «лево» будет вашим «право» и наоборот. Объясните ребёнку этот момент и покажите примеры. Затем включите музыку и, постепенно ускоряясь, показывайте ребёнку движения, а он пусть повторяет, но в правильную сторону. После «меняемся местами»: ребёнок показывает, а вы повторяете.
11. «Пройди маршрут»
Купите простую лазерную указку. Пусть ребёнок дома сначала придумает и опишет маршрут (нарисует схему стрелками или опишет словами), который будет проходить лазерная точка.
Например: «От окна идёт вправо и вверх к шкафу, затем перемещаемся по левой стене к нижнему ящику комода». После с помощью подсказки ребёнок лазерной указкой должен пройти придуманный маршрут. И так несколько раз, придумывая разные маршруты.
Далее усложняйте задание: ребёнок должен придумать маршруты, устно описать их, но проходить уже без подсказки. Затем то же самое задание нужно пройти уже на другой, менее знакомой местности (на детской площадке, в парке и так далее). Когда это начнёт хорошо получаться, переходите к другому заданию: ребёнок проводит лазерной точкой маршрут (вначале простой, а потом постепенно усложняйте) и старается максимально его запомнить, затем устно подробно описывает его и составляет схему.
12. «Навигатор»
Нарисуйте вместе с ребёнком на ватмане формата А1 большую цветную и понятную карту своего микрорайона (мест, где ребёнок часто бывает). Проговорите различные маршруты («от дома до школы», «от детского сада до аптеки», «от автобусной остановки до магазина» и так далее), а затем постройте их на карте. Посмотрите, между какими пунктами маршруты ещё не построены. По возможности реально пройдите эти маршруты с ребёнком.
Дальше пройдите с ребёнком простой маршрут по менее знакомой ему местности (например, по парку). Обращайте его внимание и на направления (куда откуда идём, куда поворачиваем), и на детали по дороге, которые помогут в ориентации (кусты, здания, скамейки и т. п).
Затем вместе нарисуйте карту этой местности и маршрут на ней. После доберитесь до центральной или какой-либо интересной части вашего города вместе с ребёнком. Заранее распечатайте, а лучше нарисуйте карту этого места (она должна быть конкретной и понятной). Идите вместе с ребёнком, ищите интересные детали и достопримечательности, параллельно отмечайте и подписывайте их и ваш маршрут на карте.
Дома через какое-то время попросите ребёнка по карте подробно описать ваше путешествие. Когда это будет хорошо получаться, пройдите с ребёнком по другому маршруту. Попросите его запомнить не только ваш путь, но запомнить как можно больше подробных деталей. Дома ребёнок должен самостоятельно построить на карте и полноценно описать маршрут, отмечая детали.
Как научить ребенка различать право и лево: 6 простых способов
Дети учатся различать лево и право в раннем возрасте, но не всем это дается так просто. Даже взрослые люди не всегда сходу определяют стороны и путаются, если не посмотрят сначала на свои руки и не проговорят, где право, а где лево. Маленьким детям и это запомнить удается не сразу. Помогут им специальные игры и шпаргалки. Предлагаем вам несколько вариантов.
Надевайте одежду по порядку
Больше всего проблем из-за неумения различать стороны у ребенка возникает, когда он начинает сам одеваться. Но эти трудности можно использовать для обучения. Правше предложите начинать одеваться с правой стороны. Пускай сначала он всегда надевает правую штанину, правый носок, правый ботинок, правую перчатку и так далее.
Сделайте пометки в обуви
Напишите на кусочке малярного скотча имя ребенка и разрежьте полоску пополам. Первую часть приклейте на стельку левого ботинка, а вторую на правый. Чтобы правильно обуться, ребенку нужно будет сложить этот простой пазл со своим именем.
Вместо скотча с именем можно взять наклейку с изображением фрукта или животного, разрезать ее пополам и поместить кусочки в ботинки.
Найдите отметки на теле
Запомнить стороны помогут отметки на руках и ногах ребенка. Если, например, на правой руке у него есть заметная родинка или шрам, то благодаря им ему будет проще запомнить, что это именно правая рука. А с ней и выучить стороны.
Или сделайте пометку на руках сами. Предложите ребенку носить браслет, часы, сделать временную татуировку с каким-нибудь мультяшным персонажем. Пометки могут быть и невидимыми. Нанесите на руку немного ароматизированного бальзама для губ, запах тоже поможет ребенку сориентироваться.
Играйте в навигатор
На следующей прогулке предложите ребенку поиграть в навигатор. Говорите ему, в какую сторону поворачивать, и подсказывайте, если ребенок ошибется. В другой раз поменяйтесь ролями. Пускай ребенок говорит, куда идти.
Другой вариант: учить стороны по очереди. В один день во время прогулки вы будете поворачивать только направо, а на следующий только налево.
Поиграйте с отпечатками
Сначала ребенку нужно хорошо обмазать руки красками и сделать несколько отпечатков каждой руки на бумаге. А потом попытаться самому разобраться, где отпечатки правой и левой рук. Можно сделать отпечатки ног, вырезать их из бумаги и выложить на полу. Ребенок пройдет эту тропинку, только если будет наступать на подходящие отпечатки.
Играйте в твистер
Чтобы сыграть в эту игру, тоже важно уметь различать стороны. Или учиться в процессе. Правила игры просты. Есть игровое поле (коврик с разноцветными кружочками) и рулетка. Игроки раскручивают рулетку, с помощью которой определяют, какую часть тела нужно поставить на кружок выпавшего цвета.
Сено – Солома. Или как научить ребёнка различать Право и Лево.
Все мы помним историю о том, как Пётр I учил солдат маршировать. И в наше время некоторые взрослые люди сталкиваются с проблемой определения сторон и чаще всего потому, что в детстве этому не уделялось должного внимания. За ориентацию в пространстве отвечают сразу несколько органов чувств, выполняющие разные функции – зрения, осязания и слуха. От их взаимодействия и согласованности зависит формирование пространственного мышления. Различение сторон формируется постепенно в процессе развития малыша от 2х до 6 лет, в школе этому уделяется крайне мало внимания, а потому именно родителям стоит развивать пространственное мышление ребёнка.
- 1 шаг. От простого к сложному. С двух лет родители могут начинать объяснять малышу как различить правую и левую стороны. Делать это лучше в игровой форме на примере собственного тела ребёнка. Именно руки являются наиболее подвижной, наиболее изученной и хорошо обозримой частью тела малыша. Хорошо и естественно начать различение правого и левого именно с них. Многие педагоги и психологи рекомендуют обвести кисти малыша, подписать их как «правая и левая» и повесить лист с изображением пятерни на видном месте, чтобы ребёнок cмог, проходя мимо прикладывать руки к листу, тем самым идентифицируя их. Ассоциативный приём Петра I «сено-солома» и сейчас широко используется в практике в виде надетых на руку резиночек, ленточек, буквенных изображений П и Л. Такой якорный предмет – ориентир – маркер помогает выделить и запомнить ребёнку ведущую руку (ведущая рука обычно проявляется к трём годам).
- 2 шаг. Разобравшись с руками, мы можем научить малыша определять другие парные части тела, правую и левую: ноги, глаза, уши, локти, колени. Мы объясняем малышу, что все части тела находящиеся ближе к правой руке, называются правыми (левые по аналогии). Новые понятия стоит закреплять ежедневно в пояснениях и проговорах во время одевания – раздевания. Хорошо просить дотронуться левой рукой до левого уха, правой рукой до левого глаза и т.д.
Также хорошо связывать зрительную, моторную и аудиальную функции маршируя с ребёнком под самую простую речёвку: правой – левой, правой – левой. Таким образом, непостижимые для малыша абстрактные понятия «право и лево» приобретут конкретный, предметный характер.
- 3 шаг. Научившись чётко различать левые и правые части своего тела (обычно это происходит к трём годам) можно переходить к различению предметов: ботинок, варежек, перчаток. А также к определению сторон света через пространственное расположение предметов. Мы объясняем, что то, что находится от него по правую руку – справа, что находится по левую руку – слева. Мы просим принести предмет, расположенный от него слева или справа.
- 4 шаг. К четырём – пяти годам малышу можно предлагать более сложные задания как движения в нужном направлении «налево» и «направо». Это могут быть шаги, прыжки и танцевальные движения в выбранном направлении, повороты на велосипеде в нужную сторону, игра в жмурки, игра в мяч … Ориентация в пространстве поможет ребёнку в будущем при занятиях танцами и спортом. Хорошо подключать и мелкую моторику кистей рук.
5 шаг. Итак, ваш ребёнок отлично знает, где у него право и лево, но будет путаться, где лево и право другого человека. Пришло время познакомить его с зеркальным отражением. Сядьте спиной к ребёнку и спросите, где у вас правая рука. Обозначьте свою правую руку и правую руку ребёнка одинаковым маркером (ленточка, резинка, браслет). Сядьте напротив малыша и обратите внимание, что ваши ленточки стали с разных сторон. Снова сядьте спиной к ребёнку. Ленточки совпали. Сядьте рядом у зеркала, поиграйте с этим, помогая малышу разобраться с зеркальным отражением.
Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений
Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.
Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.
И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.
Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.
Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.
Как сформировать пространственные представления у дошкольников? Внимательные мои читатели сразу ответят: только через игру.
Задания по теме
А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:
1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.
2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.
3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.
4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.
5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.
6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.
7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.
8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?
9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.
10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.
11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.
Запоминание
Когда ребёнок усвоил мысль, что у всего на свете есть стороны, которые называются «право» и «лево», ему предстоит запомнить, какая из них где. В период, когда определение сторон ещё не автоматизировалось, можно использовать подсказки разных типов. Впрочем, многие взрослые в силу индивидуальных особенностей продолжают путать стороны и тоже пользуются этими подсказками.
Визуальные подсказки
К примеру, у меня на запястье левой руки есть родинка, и лет до 16 я по привычке именно так убеждался, где левая рука. Можно запомнить, на какой руке часы или браслет. Есть и более универсальные способы: сложите указательный и большой пальцы в виде буквы «L». Рука, на которой буква будет смотреть в правильную сторону, левая.
Кинестетические подсказки
Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.
Логические подсказки
Если ребёнок уже умеет читать, то поможет ещё такой приём: первая буква любого слова на русском языке всегда слева, а последняя — всегда справа. Запомнив это, можно представлять себе любое слово и быстро сориентироваться, с какой стороны у него первая буква, а с какой — последняя. То же самое можно делать с письмом: пишем мы тоже всегда слева направо.
Постепенно научиться определять лево и право без подсказок помогают разные практические занятия:
- Танцы или боевые искусства. Тренер постоянно ориентирует, какой рукой и ногой нужно что-то сделать, в какую сторону идти.
- Подвижные «игры-обманки». Например, когда ведущий даёт инструкции вроде «подняли левую руку», «повернулись направо» и показывает их, а в какой-то момент его слова и действия расходятся. Кто неправильно повторил за ведущим — выбывает или сам становится ведущим!
- Графические диктанты вроде таких.
Устный диктант
Отступите 7 клеток вправо и 13 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.
3 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка влево, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка влево, 2 клетки по диагонали влево вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 5 клеток вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 4 клетки по диагонали влево вниз, 9 клеток влево, 3 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вверх.