Топ величайших балерин всех времен.

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Читайте также   https://synonymexpert.com/30-synonyms-for-word-grand/

Русский балет 🩰 широко известен, а во многих странах вообще считают именно Россию родиной этого искусства. 🌍 Но возникновению этого феномена русская школа 🏫 все же обязана иностранцам: приезжим французам и итальянцам.

Самые лучшие балерины мира: биографии, истории и интересные факты

Топ величайших балерин всех времен.

В 1738 году по прошению приезжего француза Жана-Батиста Ланде было основано училище (современная Академия русского балета в Санкт-Петербурге), которое стало вторым в мире после французского и воспитало первое поколение талантливейших русских танцовщиц.

Агриппина Ваганова

Тонко чувствующий таланты российский и французский балетмейстер Мариус Петипа так и не смог увидеть в Агриппине Вагановой дара балерины. Когда-то он писал в своих дневниках, что в театре «в двадцать девятый раз дают балет “Раймонда”, а госпожа Ваганова ужасна», поэтому на балет он не пойдет. В день своего восьмидесятилетия Петипа оставил примерно такую же запись: «Вечером мой балет “Жемчужина”. Г-жа Ваганова ужасна… В театр я не иду». Между тем, Грушенька Ваганова сегодня хорошо известна всем любителям этого завораживающего искусства.

Агриппина Ваганова, одна из самых известных балерин, стала первым профессором хореографии в России.

Результатами ее труда стало «воспитание» целой плеяды талантливейших танцовщиц, среди которых Татьяна Вячеслова, Наталья Дудинская, М. Семенова, Г. Уланова, Фея Балабина, Алла Шелест и многие другие замечательные балерины. Книга «Основы классического танца» авторства Вагановой почти сразу же после публикации была переведена почти на все языки Европы и ожидаемо стала настольным пособием для педагогов.

Одна из самых известных танцовщиц в советское время привела в стройную систему традиции императорского балета — русской классики. В 1957 г. ее имя было присвоено хореографическому училищу в Ленинграде. Огромная заслуга Агриппины Вагановой еще и в том, что, когда после 1917 года весь русский балет «переехал» в США, на родине осталась только школа этой талантливой балерины, из класса которой вышли все крупнейшие танцовщицы СССР.

Майя Плисецкая

Одна из самых красивых балерин мира вошла в историю русского балета своим феноменальным творческим долголетием. Она оставила сцену только в возрасте 65 лет. Возможно, это потому, что Майя Плисецкая не мыслила жизни без своего супруга-композитора. С Родионом Щедриным талантливая танцовщица провела большую часть своей жизни. В неразрывной связи с творчеством и любовью они пробыли вместе 57 лет.

Матильда Кшесинская

Одна из самых лучших балерин мира была не только выдающейся танцовщицей, но и влиятельной особой конца XIX–начала XX века. В годы Гражданской войны, например, Николай II, утверждал, что не может сделать что-то с артиллерийским ведомством, потому что балерина напрямую влияет на все дела и лично участвует в распределении государственных заказов между организациями.

Ходили слухи о любовных отношениях между Матильдой Кшесинской и Николаем Николаевичем, возможно, она даже была беременна от цесаревича еще до его восхождения на императорский престол.

На сцене императорского балета лучшая балерина мира танцевала на протяжении 27 лет. Но тогда лучшей называли ее сестру Юлию (официально). Матильда Кшесинская исполняла партии в балетах Льва Иванова и М. Петипа. Уже спустя шесть лет после начала творческой карьеры она была удостоена высокого статуса — «прима-балерина императорских театров», но, по некоторым данным, такому быстрому продвижению поспособствовали связи при дворе.

Несмотря на признание, Матильда Кшесинская совершенствовала свою технику и стала первой русской танцовщицей, исполнившей 32 фуэте подряд.

Анна Павлова

Последними словами феноменальной русской балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя!» Она скончалась 21 января 1931 года в Нидерландах после затяжной пневмонии. А в 20-х годах прошлого века мир охватила настоящая «павломания»: розы, напоминавшие по виду и оттенку балетную пачку балерины, в цветочных распродавались сразу же, из магазинов расхватывали духи Pavlova и шали, которые Анна Павлова ввела в моду.

Одна из лучших балерин мира произвела фурор в Париже.

Практически целое столетие французские танцовщики и балетмейстеры приезжали в Россию, чтобы дать потрясающий спектакль, а теперь русская балерина Павлова выходила на сцену театра «Шатле» в «Умирающем лебеде» каждый вечер. Но в России в то же время судили правительственного чиновника Виктора Дандре. Говорили, что все деньги на постройку Охтинского моста он спустил на свою любовницу, известную балерину Анну Павлову. От ее слов многое зависело. Но Анна Павлова отправилась не в Петербург, а в Америку.

Тамара Красавина

Звезда «русских сезонов» Дягилева, эмигрировавшая в Великобританию после революции в России, окончила Императорское училище и была принята в Мариинский театр в 1902 году. Молодой танцовщице покровительствовала любимица многих Романовых Матильда Кшесинская, но ее невзлюбила Анна Павлова. Выступления Красавиной оценила французская публика. Дягилевский балет сделал ее популярной в Европе.

Последними словами феноменальной русской балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя!» Она скончалась 21 января 1931 года в Нидерландах после затяжной пневмонии. А в 20-х годах прошлого века мир охватила настоящая «павломания»: розы, напоминавшие по виду и оттенку балетную пачку балерины, в цветочных распродавались сразу же, из магазинов расхватывали духи Pavlova и шали, которые Анна Павлова ввела в моду.

За очаровательной русской балериной ухаживали Карл Маннергейм (тот самый шведский дворянин из Финляндии, офицер на русской службе, по проекту которого была создана линия обороны Франции), лейб-медик российского двора Сергей Боткин (правда, сам он в то время уже был женат на дочери основателя галереи Павла Третьякова), хореограф Михаил Фокин (трижды делал предложение своей подопечной). Но она все отказывала. Красавина стала супругой небогатого дворянина Мухина, который привлек девушку знанием музыкального искусства, страстью к русскому балету и добротой.

После выступлений часто отвозил балерину в гостиницу на личном авто Марсель Пруст, который срисовал своих героев с завсегдатаев «Русских сезонов». Она позировала Валентину Серову, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Леону Баксту. Красавиной посвящали стихи Анна Ахматова и Михаил Кузьмин. В 1914 году даже вышло издание «Букет для Красавиной», которое включало произведения художников и поэтов, созданные в ее честь.

Светлана Захарова

В список лучших балерин нашего века заслуженно вошла Светлана Захарова. В 1995 году она получила предложение продолжить танцевальное образование в Академии имени А. Я. Вагановой, причем сразу же с последнего курса, а уже в следующем году выступала в Мариинском театре. До этого девушка проучилась шесть лет в классе Валерии Селугиной в Киевском хореографическом училище. Первым серьезным выступлением Захаровой стала известная постановка «Бахчисарайский фонтан», но настоящий успех принесла балерине ведущая ее партия в спектакле «Жизель». В 2008 году Светлана стала первой русской балериной, которая удостоилась высокой чести, — знаменитый миланский театр «Ла Скала» предложил ей заключить контракт.

Галина Уланова

В список русских балерин, самых талантливых и выдающихся, вошли многие ученицы Агриппины Вагановой, среди которых и известная Галина Уланова. Ей удалось стать самой титулованной балериной за всю историю российского (императорского и советского) балета и величайшей танцовщицей ХХ столетия. Дебют Галины Улановой состоялся в 1928 году, когда она исполнила на сцене партию Флорины в «Спящей красавице». Первая ведущая партия досталась ей в девятнадцать лет — Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».

«Умирающего лебедя» Галина Уланова танцевала потом всю свою жизнь, а уже вскоре после дебюта попала в число сталинских любимиц. Были у одной из самых красивых балерин в истории и другие высокопоставленные поклонники. Например, после подписания договора с Германией Риббентропу показали русский балет, а на следующий день Улановой прислали корзину цветов от министра Третьего рейха.

Ульяна Лопаткина

Ульяну Лопаткину заслуженно называют второй Майей Плисецкой, но когда-то известная современная балерина провалилась на вступительных в столице и сдала экзамены в Ленинградском балетном училище на тройки. Жюри настороженно отнеслось к телосложению девушки. При весе 52 кг она была непривычно высокой для балерины (175 см). Это могло составить трудности при выборе партнера, а крупные кисти и неаккуратные стопы некрасиво бы смотрелись со сцены. Но обаяние Ульяны Лопаткиной произвело положительное впечатление на экзаменаторов.

Завершила карьеру танцовщица совсем недавно — в 2017 году. Поводом стали старые травмы, которые давали о себе знать резкой болью. Из-за повреждений балерина не могла ходить, а сложная операция, которую проводили американские врачи, не решила проблемы. Но Ульяна Лопаткина надеется, что сможет продолжить творческую биографию в другом направлении. В 2017 г., например, она поступила в СПбГУ на специальность «Ландшафтный дизайн».

Полина Семионова

В 2018 году российская солистка балетаьПолина Семионова, выступающая в Берлинской государственной опере, была названа лучшей танцовщицей. Россиянка уехала танцевать в Американский театр балета в 17 лет. Владимир Малахов буквально похитил девушку из Московской академии, сделав в Берлине первой солисткой. Титул одной из лучших балерин мира сейчас получила уже во второй раз. Первая награда оказалась у нее в 2007 году. Берлинцы называли юную москвичку: «наш балетный птенчик» и «беби-балерина». Расчет Малахова оправдался — птенец превратился в прекрасного лебедя, что совершенно неудивительно.

Марико Кида

Очаровательной японке удалось войти в список лучших балерин мира наряду с русскими танцовщицами. Марико Кида начала танцевальное образование еще в детстве, в возрасте четырех лет, а после нескольких успешных выступлений на национальных конкурсах завершила обучение уже в Школе Балета Сан-Франциско. Балерина убедительно выступала в сочинениях Сабрины Мэтью, Джорджа Баланчика, Доменика Дюма, Кристофера Уилдона и других. В 2005 году Марико Кида стала «Открытием года», выступив в роли Джульетты в «Ромео и Джульетте» Жан-Кристофера Майо. С 2012 года балерина выступает в ведущих ролях в Шведском Королевском балете.

Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому, начиная с XIX века, относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего, а во многих спектаклях — также и гротеск.

Используются другие техники танца (прежде всего современного и джаз-танца), а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и так далее.

История балета

Топ величайших балерин всех времен.

«Урок танцев» Эдгара Дега, 1874 год

В начале — как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан-Жоржем Новерром (1727—1810)[1]. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль Кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможностью раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Танец модерн

Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был свободный танец, который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Его адептов интересовал танец как особая философия, способная изменить жизнь, как возвращение человека к естественному движению, к самому себе. Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики, и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Лои Фуллер, в труппе которой начинала свое восхождение и другая, ставшая впоследствии более известной танцовщицей свободного танца Айседора Дункан.

Терминология

Изначально балетные термины были заимствованы из Италии, но уже в XVIII веке балетная лексика и названия танцевальных движений (различных pas, temps, sissonne, entrechat и т. д.) основывались на грамматике французского языка. Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, производимое при выполнении движения (вытягивать, сгибать, открывать, закрывать, скользить и т. п.), некоторые указывают на характер выполняемого движения (fondu — тающий, gargouillade — журчащий, gala — торжественный), другие — на танец, благодаря которому они возникли (pas бурре, pas вальса, pas польки). Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ (например, кошки — pas de chat, рыбки — pas de poisson, ножниц — pas de ciseaux). Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским») и sissonne, изобретение которого приписывается Франсуа де Руасси, графу Сиссонскому, жившему в XVII веке.

Балет как искусство

Екатерина Максимова (Китри) и Владимир Васильев (Базиль) в балете «Дон Кихот» (Большой театр)

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артисту необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».

Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин

В России вплоть до XX века обучение хореографии, музыке, драматическому мастерству и различным прикладным театральным профессиям велось в одном учебном заведении — Императорском театральном училище. Смотря по успехам детей их определяли или переводили на соответствующее отделение. После революции 1917 года школы разделились и балетное образование начало существовать автономно. В то же время во многих театрах сохранялся смешанный репертуар: драматические представления чередовались с опереттой и балетными дивертисментами[источник не указан 2755 дней]. Так, например, кроме постановок в Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский, в первую очередь, был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина» «ожившая фотография» и «ожившая скульптура».

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил в Туркменистане балет, а также оперу. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». Вместо Туркменского театра оперы и балета был создан Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули.

Балерина (итал. ballerina — танцовщица, от итал. ballare — танцевать) — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев, выученная согласно академическим балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику.

В России в XX веке балериной стала называться любая балетная танцовщица, тогда как в Российской империи так называлась лишь солистка, занявшая наивысшее положение в балетной труппе. Этот титул появился в Императорских театрах в третьей четверти XIX века вместе с появлением на балетной сцене целой плеяды итальянских виртуозок, приглашаемых из-за границы на положение ведущих солисток. Артистка, не являющаяся ведущей солисткой, именовалась дансёркой (от фр. danse — танец) или танцоркой, затем — просто танцовщицей.

Прима-балерина

При́ма-балерина (от лат. prima — «первая») — балерина, занимающая первое положение в театре, ведущая солистка труппы, исполняющая главные партии в спектаклях. Это танцовщица высшей квалификации, обладающая неповторимым своеобразием интерпретации ролей, высокой техникой и артистизмом. Этот титул также пришёл в Россию из Италии, однако чаще всего он используется чисто номинально — в прессе, интервью, критических разборах и т. д. В то же время, солистки некоторых российских театров (например, Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) носят этот титул официально.

В англоязычных странах для обозначения высшего статуса балерины используется словосочетание англ. principal dancer — «главная танцовщица» (тж. танцовщик), во Франции — словосочетание première danseuse, «первая танцовщица».

В балетной труппе парижской Оперы, традиционно имеющей собственную сложную иерархию, на протяжении XIX века ведущая танцовщица именовалась «первым сюжетом» (фр. première sujet). Артистки и артисты, которые смогли подняться на самую высшую ступень служебной лестницы этой труппы, с конца XIX века начали носить титул «звезды» (фр. étoile). Этот статус, появившийся в 1895 году[уточнить] как «сюжет-этуаль» (фр. sujet étoile), окончательно закрепился уже в XX веке. В 1938 году балерина Соланж Шварц стала первой, кто был официально возведён в ранг танцовщицы — «этуали» (фр. danseuse étoile).

Prima ballerina assoluta

Начиная с 1805 года некоторые итальянские танцовщицы начали добавлять к своему титулу прима-балерины слово assoluta — «абсолютная», подчёркивая таким образом своё первенство в профессии и тот факт, что у них нет соперниц на сцене. В России в конце XIX века так называли Пьерину Леньяни, затем, в начале XX века, этот титул носила Анна Павлова, ставшая всемирно известной после того, как покинула Россию и начала гастролировать со своей труппой по самым разным странам.

Позднее некоторые танцовщицы получали это звание официально. Так, в 1970-х годах Берлинский сенат принял решение наградить этим титулом балерину Еву Евдокимову после того, как она стала солисткой западноберлинской Немецкой оперы[2]; в 1979 году, к своему 60-летнему юбилею, этот титул с согласия королевы Великобритании Елизаветы II получила солистка лондонского Королевкого балета Марго Фонтейн; а в 1984 году президент ЮАР Питер Бота наградил этим титулом южноафриканскую балерину Филис Спира.

В настоящее время этот редкий титул используется лишь символически, как знак признания выдающегося таланта знаменитой артистки и обычно рассматривается как почесть, а не официальный статус.

Ключи темы

1. лучшая балерина мира за всю историю
2. великие балерины мира 20 века

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: