Женщина-казачка

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Читайте также   https://synonymexpert.com/30-synonyms-for-word-govemment/

Казачка – и труженица, и хозяйка, 🧹 она, очень часто, и многодетная мать, 👨‍👩‍👧‍👦 боевая подруга. Она не ищет признания, не ждёт высоких наград. 🏆 Но ее роль в семье исторически велика.

Женщина-казачка

Последнее слово за женщиной, или что особенного в казачках

Лихой и независимый характер казаков известен издавна. Казачье войско, охранявшее границы России, отличалось своим свободомыслием, смелостью, но в то же время соблюдало традиции и старалось сохранить особый уклад жизни. Сформированный веками характер приучал надеяться только на себя. Будучи всегда настороже, к званым гостям казаки всегда были благодушны.

Центром же казачьей семьи и хранительницей быта была казачка, на которой не могла не сказываться жизнь в приграничных степях. Сильный характер казачек внес немалый вклад в образ всей народности.

Итак, что же нам известно о казачках?

Особая стать и отважный характер

Не дававшее покоя исследователям сочетание красоты и силы отличало этих женщин. Красота, конечно же, происходила от смешения кровей: казаки брали в жены пленных женщин других национальностей. Персидская, черкесская и турецкая кровь, тонкие восточные черты лица смешивались с крепким телосложением коренных жителей Дона и Кубани. Турецких пленниц называли «ясырками». Среди запорожских и донских казаков распространены были браки с турчанками, терцы женились на чеченках и дагестанках, уральцы — на ногайках и сартянках. Подтверждение этому можно встретить в совершенно неожиданном месте: воспоминаниях Александра Дюма-старшего, который путешествовал по России в 1850-х годах. В своих мемуарах он описывает казачек следующим образом:

«Русский овал лица, но стан стройный — стан женщины гористых стран».

Женщина-казачка

Оставил свои заметки о красоте казачек и историк Александр Ригельман. Кроме того, в его трудах можно найти детальные зарисовки традиционных женских костюмов. Благодаря ему мы сегодня можем увидеть не только как выглядели, но и что носили модницы-казачки.

Особое восхищение путешественников и современников вызывало сочетание утонченной красоты и силы.

Жизнь в приграничных районах при частом отсутствии мужа не была сладкой, поэтому и сформировался неукротимый, стойкий, деловитый и мужественный характер казачки. При необходимости женщины вместе с мужчинами участвовали в защите родных куреней, а плену предпочитали смерть. Не секрет, что многие казачки легко справлялись с шашкой. Известно, что при осаде Азова в 1642 году 800 казачек воевали наравне с мужчинами.

Женщина-казачка

Место в обществе и семье

Если сравнивать положение казачки с положением крестьянок, то нельзя не отметить гораздо большую свободу и независимость. Конечно, авторитет отца, мужа и казачьего круга был высок, но последнее слово было за женщиной. В том числе и право выбирать себе супруга и разводиться с ним. При частом отсутствии мужа и родственников мужского пола фактическая власть в семье переходила к казачке. Она организовывала и хозяйственную деятельность: нанимала работников, собирала урожай и распоряжалась им, продавала излишки.

Подобная инициативность и автономность, подкрепленная взаимопомощью и солидарностью, позволяли выжить без мужа.

Официально казачки не играли значительной общественной роли: на станичном сходе право голоса было только у мужчин. От лица женщины при необходимости выступал мужской представитель семьи, а сиротам и вдовам покровительствовал сам атаман. Присутствие на казачьем круге также было возможным. Оберегалась и честь женщины: за изнасилование казачки могли и казнить. После смерти мужа именно жена наследовала его имущество и могла рассчитывать на пожизненную заботу.

Нельзя не отметить, что и внутри семьи обращение с женами было более ласковым, чем обыкновенно в России. Значительную роль в этом сыграл атаман Матвей Платов, который своим примером внушал:

«Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

Роль женщины в казачьем обществе

Александр Иванович Ригельман, русский военный, инженер-генерал-майор и первый историк казначейства, в XVIII веке описывал женщин-казачек следующими словами:

«Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

Женщина-казачка

К сожалению, в современное время мало сохранилось исторических документов, в которых идет описание первых казачек. Но по некоторым сохранившимся историческим данным можно примерно описать роль женщины среди казаков.

В казачьем обществе женщинам всегда отдавалась своя особая роль – роль матери, жены и сестры. Казачка в древние времена объединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу. Женщина-казачка являлась верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В нелегкое время войн и захвата территорий казачка могла встать рядом с мужчинами из своей общины с оружием в руках на защиту своего домашнего очага и семьи.

По ее поведению судили о том, что из себя представляет любой мужчина из ее семьи, будь то ее муж, брат или отец.

Женщина-казачка

В «Статистическом описании Области Войска Донского», которое издавалось в 1884 году, было написано следующее о женщине из казачьего общества:

«В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и всё делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных».

Отношение к женщине среди казаков

У казаков было принято относиться с уважением к женщине, какой бы она не была, и защищать ее, причем эта роль не заканчивалась на ее близких родственниках-мужчинах, но и всех казаков из ее общины.

В повести казачьего писателя Гария Немченко описывается один из примеров защиты женщины в казачьей среде:

«В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его».

Женщина-казачка

Наряду с духовным идеалом в качестве Бога и помощницей – Богородицей, казачка отдавала особую роль своей семье и подворью. Она чувствовала ответственность перед Богом за семью, правильное воспитание детей, отношение к родителям и хорошее содержание подворья.

У казаков считалось, что родительницы в качестве жены и матери смогут замолить грехи мужчины. Родительницами назывались даже маленькие девочки, которые были будущими женами и матерями.

Немецкий медик, химик, натуралист, этнограф, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств известный в России как Иван Иванович Георги в своих воспоминаниях писал следующее об отношении казаков к своим женщинам:

«У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».

Женщина-казачка в семье

Женщина в казачьем обществе играла большую роль в сохранении семейных ценностей. На нее была возложена обязанность воспитания детей. Пока мужчины были в военных походах, дети с малых оставались с матерью, впитывая от нее любовь к родной земле, к своему народу и чувство патриотизма.

У казаков женщина была продолжательницей рода, за ней значилось будущее всего народа. Казачка должна была быть уважаемой перед всей общиной, за ее защиту, как уже отмечалось, выступали не только муж, брат или отец, но и все мужчины со всего хутора или станицы.

У казаков женщина не вмешивалась в дела мужчин, также и наоборот. Несмотря на отведенное казачке важное значение в жизни, она понимала, что мужчине все-таки принадлежала главенствующая роль.

В качестве эталона взаимоотношений мужа и жены были Священные Писания, произносимые при венчании: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа».

Казачки в обществе

У казачек были свои правила, придерживаясь которых они должны были находиться в обществе. Женщине-казачке было грехом и позором ходить с непокрытой головой на людях. Также в прошлые времена строго порицалось ношение казачкой мужской одежды. Женщине было непристойно выглядеть как мужчина.

К женщинам в казачьем обществе обращались «мамаша» или «сестра», если это молодая девушка. Также взрослые казаки, обращаясь к младшей по возрасту казачке, говорили «дочка» или «внучка», даже если она не являлась им родственницей.

При разговоре с женщиной у казаков было принято вставать, а если она была пожилой, требовалось снимать головной убор в знак уважения к ней.

Каких женщин казаки считали красивыми

Женщина-казачка

Каждый народ или даже сравнительно небольшая этническая группа в процессе исторического развития формирует идеальный образ женщины, который отражается в фольклорных произведениях. Причем, даже у представителей близких народностей представления о красоте могут сильно отличаться. Во многом они зависят от того, как выглядит среднестатистическая представительница той или иной этнической группы.

Не секрет, что традиции и обычаи русских и казаков заметно не совпадают, как и принятые у них стандарты красоты.

Казачка

Доктор исторических наук Марина Александровна Рыблова в своей научной работе «Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков» описала сложившиеся на протяжении веков представления.

«Идеалом красоты признается женщина белолицая, чернобровая, с густыми и длинными волосами», – отметила М.А. Рыблова.

Исследовательница провела опрос среди современных жителей казачьих станиц и выявила следующие характерные черты идеальной красавицы:

  • стройная;
  • статная;
  • ухоженная;
  • уверенная походка;
  • чувство собственного достоинства в каждом жесте;
  • женственная;
  • сексуальная.

В отличие от типичных русских девушек казачки не стесняются своей эротичности. Многие этнографы и писатели отмечали, что жительницы станиц могут позволить себе кокетничать со знакомыми мужчинами, хотя супружеских измен не допускают.

Женщина-казачка

Поскольку отцы, мужья, братья и сыновья часто бывали в отъезде по служебным делам, практически все хозяйственные заботы ложились на плечи женщин. Поэтому положение казачки в семье было, в целом, вполне приемлемым: она самостоятельно решала многие вопросы, распоряжалась деньгами и урожаем.

Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышню.

Подробное описание казачки оставил в своем романе «Домой!» один из лидеров Белого движения Петр Николаевич Краснов (1869-1947 гг.). Вот его строки:

«Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Женщина-казачка

Русская

В статье «Фольклорный образ женщины-казачки как воплощение стереотипов казачьего социума» доктор филологических наук Елена Ивановна Алещенко проанализировала сказки, народные песни и предания. Она отметила, что если в русском народном фольклоре смиренность и покорность женщины часто признаются как безусловные достоинства ее характера, то казаки ценят в представительницах прекрасного пола решительный и смелый нрав, верность и преданность.

Вызывает удивление, как сильно различаются у казаков и русских не только представления о чертах характера, которые должны быть присущи женщинам, но и стандарты красоты.

Поскольку все славянские народы издревле почитали святость материнства, идеалом красоты у русских была девушка, чья стать и фигура свидетельствовали о крепком здоровье и дородности. То есть анализ фольклорных произведений, а также исследования большинства этнографов рисуют такие внешние черты:

  • высокая;
  • полная;
  • длинная русая коса;
  • белая кожа;
  • румяные пухлые щечки;
  • мягкие, легкие движения;
  • плавная походка.

Женщина-казачка

Худоба считалась недостатком невесты всех сословий русского общества вплоть до ХХ века, когда стандарты красоты сильно изменились под влиянием европейских представлений. Но и сейчас многие русские мужчины признаются, что им нравятся женщины «приятной полноты», как на картинах известного художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.).

В старину на девушку надевали как можно больше одежды, чтобы на смотринах она выглядела дороднее, пышнее. Стройная фигура ассоциировалась в народном сознании с голодом, который негативно сказывается на репродуктивном здоровье женщины.

Причина различий

Изначально казаками, по мнению большинства этнографов, стали называть себя представители восточнославянских народов, не принявшие идею крепостного права. Свободные люди, поселившиеся на юге современной России, стремились найти собственный путь, отказавшись от подневольного труда на барина.

В мужских воинских сообществах, как правило, тема личных отношений сильно табуирована, поэтому казаки всегда демонстративно подчеркивали свою безраздельную власть над женщинами. Иначе друзья и товарищи засмеют.

Они часто ходили в походы, привозили из Турции, Персии и Кавказа не только награбленную добычу, но и девушек, которых называли «ясырками». И хотя большинство этнографов сетуют на тяжелую долю полонянок, они становились в станицах не бесправными рабынями, а законными женами со всеми правами и обязанностями.

Женщина-казачка

Не случайно у казаков есть поговорка: «Бери себе жинку с воли». То есть русские девушки и женщины, выросшие в условиях крепостного права, по мнению казаков, не подходили в супруги. К тому же любая сравнительно небольшая этносоциальная группа подвергается риску потерять свою самобытность, живя по соседству с таким многочисленным народом, как русские.

В результате смешанных браков и сформировалась уникальная, отмеченная многими писателями и художниками красота казачек.

Донские, запорожские, терские…

Несмотря на общий для всех казаков образ гордой и своенравной красавицы, стандарты красоты немного отличаются в зависимости от каждого конкретного региона. Так, в состав Запорожской Сечи влились многие украинцы, поэтому типичные представительницы прекрасного пола, произошедшие от них, заметно светлее других казачек.

Донские казаки, часто женившиеся на турчанках вплоть до XIX века, дали своим потомкам преимущественно смешанные гены. Многие люди идеальной красавицей считают героиню романа Михаила Александровича Шолохова (1905-1984 гг.) «Тихий Дон». Знаменитый писатель изобразил Аксинью Астахову красивой, сильной и статной женщиной. Известно, что у нее были черные вьющиеся волосы, жгучие страстные глаза и яркие «манящие» губы.

Женщина-казачка

Практически все путешественники и писатели отмечали особую красоту жительниц Дона. Например, Василий Дмитриевич Сухоруков (1795-1841 гг.) составил «Историческое описание земли Войска Донского», опубликованное после смерти автора. Он так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».

Представители Терского казачества, населявшие Северный Кавказ, часто брали в жены чеченских и дагестанских девушек. Поэтому помимо светлой кожи, больших темных глаз и черных ресниц их женщин часто отличает тонкий стан, точеный силуэт, изящество движений. Они стройные, хотя и менее статные.

Известный французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший на юге России в 1858-1859 годах, изложил свои впечатления от путешествия в книге «Кавказ». Автор отметил, что у местных казачек «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».

Женщина-казачка

Казаки Приуралья и Нижнего Поволжья порой женились на местных татарках, ногайках и калмычках. Поэтому их женщины часто смуглее, но с европейскими чертами лица и фигурой.

Интересно, что отправившиеся на покорение Сибири в XVII-XVIII веках вольные люди опасались затеряться среди местного населения, лишиться своей самобытности через несколько поколений. Поэтому они не вступали в браки с представительницами местного населения, а часто отправляли донским и яицким (уральским) товарищам письма с просьбой прислать им девушек.

Женщина-казачка

Вот так, по-разному, могли выглядеть казачки. Но всех их объединял особый, вольный нрав.

Ключи темы

1. женщина казачка
2. женщины казачки характер
3. характер казачки
4. женщины в казачестве
5. характер казачек
6. казачки женщины
7. казачки девушки красивые фото

Психолог Мария Гровченко/ автор статьи

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: